
Строение навесной и опорной раздвижных систем
Одним из основных элементов любого шкафа-купе является раздвижная система. Без нее шкаф то и «купе» называться не может, поскольку именно она позволяет двери открываться не наружу, а плавно отходить в сторону, экономя тем самым свободное пространство в комнате. Производителей и видов раздвижных систем в мире великое множество, но не смотря на такое разнообразие форм, все раздвижные системы можно отнести к двум большим типам. Это подвесная раздвижная система, в которой дверь подвешивается на верхнюю направляющую, и вся нагрузка приходится на верхние ролики, которые за эту направляющую и крепятся. И опорная раздвижная система, в которой дверь опирается на нижние ролики, установленные на рельсе, находящейся на нижней направляющей, а верхняя направляющая служит только для поддержки двери в вертикальном положении. Рассмотрим строение каждого типа раздвижных систем подробнее.
Опорная раздвижная система
Имеет в своем составе верхнюю и нижнюю направляющие рельсы, верхние и нижние ролики и профиль, из которого собирается рамка жесткости для дверного полотна. Направляющие и профиль изготавливаются в двух вариантах – стальном и алюминиевом, из которых алюминиевый дороже и прочнее, а стальной дешевле и менее прочен. Рельсы и профиль могут выпускаться в нескольких стандартных расцветках, однако благодаря новым технологиям, в наше время могут быть изготовлены практически с любой расцветкой, представленной в каталоге.
Нижняя направляющая служит для направления движения роликов и может быть как врезной, так и накладной. Накладная рельса более проста в установке, а врезная имеет более приятный эстетический вид и позволяет изготовить дверное полотно непосредственно до пола, в то время как накладная такой возможности не дает. Это плоский рельефный профиль, имеющий две колеи, в которые и вставляются нижние ролики системы. Двери располагаются по колеям в шахматном порядке, что и обеспечивает их беспрепятственное перемещение относительно друг друга. Верхняя направляющая представляет собой m-образный тонкостенный профиль, в ячейки которого вставляются верхние ролики и служит для поддержания двери в вертикальном положении. Никакой существенной нагрузки эта деталь не несет.
Дверь передвигается по рельсе при помощи двух роликов, которые утапливаются в нижнюю часть двери. Сам ролик изготавливается из жесткого пластика, а для дверей с большой массой имеет металлическую втулку, позволяющую нести большие нагрузки. Ролик оснащен системой регулирования, изготовленной из металла и помещенной в металлический корпус. Благодаря этой системе можно отрегулировать положение двери относительно горизонтальной оси. Это помогает обеспечить роликам наименьшую нагрузку, а значит, и увеличить срок службы раздвижной системы. Стандартно, ролики рассчитаны на 60-100 тысяч открываний двери, или на 15-20 лет бесперебойной работы.
Верхние ролики представляют собой каретки с пружиной, прижимающей их к верхней направляющей. Это позволяет более успешно поддерживать дверь в необходимом положении. Профиль для обрамления дверного полотна представляет собой п-образную штамповку с сечением внутреннего зазора 6, 10 или 16 миллиметров и служит для придания жесткости дверному полотну. На краях профиль имеет замки, служащие для крепления к нему верхних и нижних роликов. Преимуществами опорной системы можно считать простоту сборки и надежность в эксплуатации. Так же опорная система позволяет изготавливать двери достаточно большого веса.
Подвесная раздвижная система
Подвесная раздвижная система включает в себя верхнюю направляющую, имеющую рельсы для движения двери, механизма движения, который состоит из пары роликовых кареток и стопорного механизма, фиксирующего дверь. Каретки изготавливаются из прочной пластмассы, и имеют металлические втулки, позволяющие выдерживать большие нагрузки, или алюминия и имеют два или четыре ролика. Если каретка имеет четыре ролика, то они устанавливаются попарно на одной оси, что увеличивает надежность механизма. Для увеличения плавности хода на роликах иногда устанавливают подшипники. Верхняя направляющая представляет собой прочный П-образный профиль, имеющий внутри достаточно широкие полочки по обеим сторонам. Эти полочки и служат опорой для роликовой каретки, которая движется по ним, как по рельсам. Направляющая изготавливается из стали или алюминия, где алюминиевый вариант стоит дороже, благодаря высокой прочности и легкости конструкции. Стопор ограничивает продольное движение двери и не дает возможности роликам каретки выехать за пределы направляющей.
Считается, что при движении подвесной системы, дверь может раскачиваться, тем самым создавая угрозу сорваться с направляющей и упасть. Однако этот момент был учтен производителями и с целью стабилизации системы был создан специальный механизм. Он представляет из себя флажок на стержне или уголок, имеющий подошву. Основным достоинством подвесной раздвижной системы можно назвать бесшумность движения двери. Еще одно преимущество заключается в возможности использования более тяжелых дверных полотен, что значительно увеличивает диапазон материалов, использующихся для изготовления дверей. Так же, среди преимуществ можно назвать легкость сборки системы и достаточно дешевые механизмы. К тому же, подвесная раздвижная система не требует обязательного наличия на дверном полотне обрамления из профиля. Оно требуется только в тех случаях, когда дверное полотно планируется изготовить зеркальным или стеклянным.
В прочем, любая система кроме преимуществ имеет и свои недостатки, однако они могут быть не только типовыми, но и видовыми, обеспеченными дизайнерскими и конструктивными решениями определенной системы конкретного производителя фурнитуры. При этом, недостатки систем одного типа, но разных производителей, могут быть различны, а могут и вовсе отсутствовать. Поэтому при выборе системы раздвижных дверей следует более внимательно изучить спецификацию и руководствоваться не только ее ценой или именем производителя, но и здравым смыслом.